Мой дед Яляй Саляхутдинович Хакимов родился 13 мая 1921 года в селе Теплая Речка Кемеровской области.
В 1940-м году на шесть лет ему пришлось покинуть родовой дом, когда в армию призвали и увезли в эшелоне на Дальний Восток. Смышленого и крепкого сибиряка определили в полковые разведчики.
Тренировали, как рассказывал дедушка Яляй, не на шутку, чтобы был готов к любому бою. Учили рукопашным приемам и как диверсии устраивать, как тайно проникнуть на территорию противника и нужного «языка» без шума взять, какими способами координировать огонь в тылу врага и передавать в штаб данные разведки. Именно крестьянская закалка помогла ему тогда достойно вынести все испытания. В том числе и под водой, когда будущих разведчиков в тяжелых костюмах опускали на несколько часов на глубину 12 метров, чтобы они в ледяной воде могли оттачивать диверсионные приемы. Не все бойцы смогли выдержать такие нагрузки. Однако наш дедушка Яляй успешно сдал экзамены, получил звание сержанта и был назначен командиром отделения полковых разведчиков.
В 1941 году, когда началась Отечественная война, некоторые части Красной армии с Дальнего Востока начали перебрасывать на Западный фронт. Рвался в бой и мой дед Яляй Хакимов. Потому что нужны были отважные бойцы и на Дальневосточном фронте. Дед говорил, что они уже тогда точно знали, что война с Японией будет. Их предупреждали: японские солдаты хитрее и коварнее немецких. Беспрекословно выполняют приказы командиров, бьются до последнего, в плен не сдаются, а убивают себя ножом, делая харакири. Одним словом, смертники.
Их группа была самой первой, которая в августе 1945-го переправилась на территорию Японии. В бои они старались не ввязываться, а передавали разведданные в штаб полка. После этого их войска, получившие боевой опыт на Западных фронтах, начали такую интенсивную артподготовку, что враг буквально был деморализован. И если в начале войны, которая закончилась меньше чем за месяц, японские солдаты пытались оказывать сопротивление, то уже через несколько дней начали бросать оружие и сдаваться в плен.
По словам деда, у него в отделении погибло два солдата. А вот самому ему повезло, обошлось даже без ранений. За одну из боевых операций сержанта Хакимова Яляя Саляхутдиновича наградили медалью «За боевые заслуги» и единственного из полка – нагрудным знаком «Отличный разведчик». Он говорил, что тогда они удачно заминировали и подорвали важные объекты противника и собрали на территории врага ценные разведанные.
Уже после разгрома японских милитаристов, в сентябре 1945 года командиры уговаривали его остаться на службе, обещали офицерское звание. Но дедушка ни на какие уговоры не поддался и в 1946-м победителем вернулся на родину, в любимую Теплую Речку.
В послевоенной жизни бывшему разведчику тоже пришлось несладко. Рассказывал, как в колхозе, где его сразу выбрали председателем, голодные крестьяне трудились не покладая рук. Но сами даже хлеба не могли сытно покушать. Всё зерно выгребали, чтобы план государственный выполнить. Работники колхоза раскорчевывали и распахивали целину, а сам он строго следил за глубиной вспашки, от сеялок на полях сутками не отходил – весь процесс лично контролировал.
После ухода с должности председателя колхоза Яляй Саляхутдинович много лет работал в Теплой Речке лесником. Он организовал лесопитомник, где выращивал саженцы кедра. Сегодня кедровые леса, поднявшиеся благодаря моему ему, радуют не только местных жителей. Деревья из его питомника растут по всему Кузбассу, Сибири и даже в Москве.
#БессмертныйПолк #вечнаяпамять